Наше издание продолжает проект Stream – в прямом эфире на странице Facebook мы проводим интервью с владельцами всевозможных бизнесов и людьми, играющими значительную роль в разных отраслях украинской экономики. На протяжении часа задаем им вопросы, которые интересуют читателей и пользователей соцсетей. Цель проекта – дать возможность нашей аудитории выйти на «прямую связь» с теми, кто задает тон в современном деловом поле страны.
На этот раз нашим собеседником стал CEO и управляющий партнер инновационного парка UNIT.City, соучредитель технологического кластера Radar Tech, основатель «Часопыса», партнер «Интересного Киева» Макс Яковер. Он рассказал, когда UNIT.City станет прибыльным, почему не опасается конкурентов, в кого из резидентов парка стоит инвестировать и о многом другом.
Максим Яковер Фото: UNIT.City
О политике
– Что вы думаете о проекте президента «Лифт»?
– Провокационный вопрос. С одной стороны, здорово, что есть возможность подать свой проект на эту платформу. С другой, пока не известно, кто их оценивает, какими критериями руководствуются при отборе, из каких источников будут поступать инвестиции, или же авторы идей должны прийти со своим финансированием. Ведь если у вас есть идея в масштабах города, а тем более страны, ее реализация требует большого бюджета. Пока много вопросов. Оценивать эффективность «Лифта» можно будет, когда пройдет первый отбор, появятся победители.
– То есть вы не подавали свое резюме или идеи?
– Нет. (Смеется.)
– Каких законодательных инициатив вам как инновационному парку не хватает?
– Мы поддерживаем рабочие отношения с властями города и премьер-министром, но у нас нет никаких преференций. Такой парк построить сложно в первую очередь из-за объема инвестиций. Во многих странах подобные проекты поддерживают с помощью льготных кредитов, льгот на налоги, землю, определенных налоговых и таможенных преференций для наукоемких резидентов. Вариантов множество. Это не Rocket Science. Все это уже давно практикуется на Западе.
Об инвестициях в парк
– Инвестор проекта Василий Хмельницкий рассказывал, что готов продать до 50% доли в UNIT.City. Вложить $200 млн своих денег, а $300 млн привлечь. Уже нашли партнера?
– Сейчас мы занимаемся привлечением европейских денег, достаточно дешевых и длинных для масштабирования UNIT.City.
– В каком банке и на каких условиях?
– Как только мы получим кредит (если все будет хорошо) – сразу об этом объявим.
– Кредит вам нужен в основном для строительства жилья?
– Жилье мы уже начали строить. В июне – максимум июле объявим о начале продаж. Въезжать можно будет через 1,2–1,6 года.
– Можно ли будет покупать или арендовать квартиры не резидентам UNIT.City?
– Покупать – можно, а арендовать в первой очереди – нельзя. Надеюсь, в следующих это станет возможным. Впрочем, наша аналитика «говорит»: когда запускались подобные проекты в Прибалтике, люди, которые покупали жилье, через некоторое время начинали его сдавать.
– Строительство жилья финансирует только Василий Хмельницкий?
– Не только. В проекте участвует девелоперская компания KAN Игоря Никонова.
– То есть на этот проект у вас достаточно инвестиций и ничего неординарного случиться не может? Жилье будет готово в срок?
– У нас вообще ничего неординарного не случается. (Смеется.) Мы движемся по графику. В этом году запустим еще два бизнес-кампуса (три предыдущие уже сданы. – ) и откроем центральную площадь. Сделаем очень красивый арт-объект.
Проект центральной площади (5000 кв. м) Фото: UNIT.City
Об инвесторе
– Как вы познакомились с Василием Хмельницким?
– За год до открытия UNIT.City Василий Иванович пригласил меня пообедать, через год – возглавить этот проект. Нас познакомил Дмитрий Еремин (управляющий партнер UNIT.City).
– Все было так просто: пообедали и стали партнерами? Почему Хмельницкий выбрал вас?
– До приглашения я запустил «Часопыс» – проект не только об инфраструктуре, а о сообществе, новых смыслах. После был ВДНХ. Там мы смогли на заброшенной территории сделать нечто новое. Когда Юлия и Алексей Порошенко меня пригласили, посыпались обвинения, что работаю на Петра Порошенко и хочу разворовать ВДНХ. Ответственно заявляю: если бы меня там не было – его точно бы разворовали. Сейчас удалось собрать все земли, которые пытались растащить. А ВДНХ – парк №1 по посещаемости. Ежегодно туда приходит около 3 млн гостей.
Наверное, когда делаешь такие проекты, инвесторам может быть интересно с тобой познакомиться.
– Какая у вас доля в UNIT.City?
– Небольшая.
– 10%?
– Это не предмет для обсуждения. (Смеется.)
– Какие KPI поставил перед вами Василий Хмельницкий?
– Три основных блока: построение бренда, создание экосистемы и финпоказатели.
– Какие финпоказатели?
– Стоимость, по которой мы сдаем в аренду. У нас долгосрочное финансовое планирование, потому что такие проекты строятся 8–10 лет. Особенно когда привлекаются кредиты, банки выставляют определенные требования, в том числе и по стоимости квадратного метра. Команда должна эти показатели выполнять.
– Выполняете?
– Да.
– UNIT.City приносит прибыль?
– Операционно проект станет прибыльным к концу этого года после того, как мы запустим еще два бизнес-кампуса. В разрезе возврата инвестиций это длинный проект, который окупается более 8 лет.
О парке
– Почему стоит присоединиться к UNIT.City? Какие преимущества для резидентов?
– UNIT.City – это экосистема, в которой уже есть тысяча студентов, лаборатории, акселерационные программы. Решение о присоединении зависит от того, чем вы занимаетесь. Если вы – стартап, то будете рядом с такими же проектами внутри сообщества предпринимателей, с которыми можно постоянно общаться.
Если – корпорация, то мы приглашаем вас открыть R&D-центр, чтобы изучать все интересное, что происходит на рынке. С нами можно сотрудничать и другими способами. Некоторые корпорации делают обзоры рынков в своих индустриях. К примеру, с одной из ассоциаций мы сейчас анализируем, что происходит в нише маркетинговых технологий.
Если вы – образовательная инициатива, мы тоже будем рады вам. Если вы действительно занимаетесь чем-то интересным.
– Насколько выгодно это сотрудничество стартапам и корпорациям? Наши читатели интересуются, сколько у вас стоит аренда офиса?
– Условия зависят от того, в каком состоянии вы берете помещение, сколько рабочих мест или квадратных метров вам нужно. Стоимость рабочего места – около $250, квадратный метр в новом бизнес-кампусе – порядка $20. Может быть дешевле или дороже.
– Есть специальные условия для стартапов?
– Могут быть в «Часопысе», если там есть свободные места.
– Какова заполняемость кампусов?
– В уже работающих бизнес-кампусах сложно найти свободные места. В июле и осенью мы откроем еще два кампуса на 10 000 и 7000 квадратов. Обычно к моменту запуска 80% площади уже заполнено: подписаны договора и есть предоплата.
– Там будут жить именитые компании?
– Да.
– Какие?
– Когда запустим – сразу объявим. (Смеется.)
– Почему заморозили строительство LvivTech.City во Львове? (Этот проект анонсировали в 2017 году. Первые объекты на территории парка должны были появиться во второй половине 2018-го).
– Коллеги, отвечающие за этот объект, говорят, что запуск будет в І квартале 2020 года. Не отвечаю за этот проект, поэтому мне сложно комментировать, почему сроки сместились.
На территории Unit.city Фото: Unit.city
О конкурентах
– На Оболони собираются построить IT-парк Generation, похожий на UNIT.City. Это проект Василия Хмельницкого?
– Думаю, что нет. Чей – не знаю.
– Опасаетесь конкуренции от нового игрока?
– Конечно, нет. Почему? Когда 7 лет назад я открыл «Часопыс», это был непонятный для многих проект. Но спустя год-полтора нас начали массово копировать. Сейчас в Киеве около сотни коворкингов и немало по Украине. Мы запустили этот рынок.
На старте UNIT.City говорил инвестору: «Нас будут копировать». Насколько знаю, сейчас каждый второй город хочет построить свой маленький UNIT.City. Это очень здорово. И неизбежно. Самое главное, чтобы создатели понимали, за счет чего растет наш проект. Он не о квадратных метрах. Построить дом – не сложно. Сложно наполнить его смыслами. Это самое интересное, над чем нужно поработать.
– В каких городах вскоре будут копии UNIT.City?
– Не знаю. Но точно стоит строить во Львове, Харькове, Днепре и Одессе. Во-первых, там уже есть достаточное число IT-специалистов и ребят, которые работают в креативных индустриях. Во-вторых, если посмотреть на карту расположенных в Украине международных R&D-центров, то 50% находятся в Киеве, а остальные разбросаны по этим четырех городам. Во всех остальных областных центрах по одному-два R&D-центра. Карта очень наглядно демонстрирует, где есть центры знаний и соответствующие базы. Вот туда и нужно идти с инфраструктурой.
– Копии оттянут ваших клиентов.
– Или создадут новых. (Смеется.)
Об инвестициях в стартапы
– В какой из ваших стартапов-резидентов вы бы посоветовали инвестировать?
– Классный вопрос. Но ответить на него не могу: если назову хотя бы парочку, обидятся все остальные.
– Хотя бы нишу назовите.
– Вопрос не в нише, а в команде. Точнее в том, какой путь она преодолела, есть ли продажи, как растет бизнес, какие и от кого деньги привлекли, кто клиенты, на каких рынках работают. Если проанализировать все эти факторы – можно вложиться. И может повезти, ведь 97% стартапов – неуспешны. Поэтому вкладывать в один – опасное занятие. Если сделал один выстрел в мишень – можешь промахнуться. Обычно фонды инвестируют во множество. Работает математика больших чисел: небольшой процент выстреливает и компенсирует затраты.
– То есть советуете инвестировать во всех резидентов UNIT.City?
– Нет. Такого не говорил. (Смеется.)
– Вы бы лично вложили в своих?
– Если бы у меня было много денег, выделил бы из них небольшую сумму и начал инвестировать. В наших резидентов в том числе.
Об образовании
– Вы работаете с вузами? Есть ли у вас программы для студентов?
– У нас есть свой институт UNIT Factory. Также на территории работает компания uData, которая готовит дата-сайентистов. А с вузами работаем не много. Хотим больше, например с КПИ.
– Какие условия поступления в UNIT Factory?
– Для начала нужно сдать тесты на логику и память. В случае их успешного прохождения вас пригласят в отборочный бассейн, который длится до месяца. Это напряженный период: практически без выходных по 12 часов в день. Если осилите, вас пригласят на программу. Она бесплатна. Длится до 3 лет.
– В договоре нет подводных камней?
– Нет. После обучения нужно проработать в стране 3 года.
– Говорят, в договоре студенты обязуются пройти всю программу. Если не доучиваются, будут обязаны выплатить компенсацию. Это достоверная информация?
– Да.
– Студенты соглашаются на такие условия?
– По-моему, это очень справедливые условия. Студенты приходят бесплатно учиться. Взамен нужно поработать в стране, поскольку частный инвестор вложил деньги в их образование. Если по каким-то причинам студент решил прекратить обучение, нужно вернуть то, что в него вложили.
– Уже были прецеденты?
– Да.
– Сколько возвращают?
– Небольшие суммы.
Академия ДТЭК на территории Unit.city Фото: Unit.city
О других проектах Яковера
– В 2018 году «Часопыс» объединился с одной из крупнейших европейских сетей коворкингов rent24. Как сейчас продвигается этот совместный проект в Европе?
– Хорошо. «Часопыс» получил финансовый ресурс для развития в странах Центральной и Восточной Европы. Уже заключили одну сделку (подписали обязательства с обеих сторон) в Польше. В 2021 году будет запуск первого проекта. В планах еще один.
– Говорят, в проекте с rent24 вы вкладываете свои знания и умения, а они – деньги. Это достоверная информация?
– Да.
– Отличные условия. Как вам удалось их пробить?
– Шарм и обаяние. (Смеется.)
– И какую долю в проекте вы получили за шарм и обаяние?
– Не могу раскрывать. Подписал кучу документов, по которым о сделке почти ничего не могу говорить. Могу только сказать, что операционно не управляю этим проектом. У меня есть прекрасная команда.
– И все же не понятно, почему крупнейшая компания, которая прекрасно разбирается в рынке, дает долю иностранцу за знания и умения.
– Все просто. Крупной компании с большими амбициями, желанием расти на многих рынках одновременно и финансовым ресурсом может не хватать людей. Она либо набирает сотрудников, либо привлекает проекты, которые умеют это делать. Таким образом, растет быстрее.
– Где сложнее продвигать коворкинги: в Украине или Европе?
– Для создания коворкинга нужно найти $500–1000 за каждый квадратный метр. Условно $2 млн за 2000 квадратов. Это немаленькая сумма, особенно для Украины. В Европе хорошие условия работы с девелоперами. Можно подписать 10-летний контракт, и значительную часть из этих $2 млн вложат девелоперы. В Украине это почти невозможно.
– Почему?
– Другие условия кредитования. Там дешевые ресурсы. Они могут работать в длинную, растягивать окупаемость до 15 лет. Когда ставка 2% – можно так работать. Когда же 10% – невозможно.
– Но в Европе, наверняка, более насыщенный рынок?
– Да. Но с другой стороны цены на услуги выше. Все балансируется. (Смеется.)
О личном
– Вы много читаете. Какая из последних книг впечатлила? Какая категорически не понравилась и почему?
– Это мой «любимый» вопрос. Обычно на него не отвечаю. Считаю, что каждому из нас, в зависимости от того, чем мы занимаемся и чего нам не хватает, нужно читать разное. Например, многие следят за тем, что читает Билл Гейтс. Поможет ли вам чтение этих книг? Это точно будет небесполезно. Но это его уровень.
Последние две прочитанные и понравившиеся мне книги: «Стимулы. Парадоксы. Провалы. Город глазами экономистов» Алексея Белянина и «Города для людей» Яна Гейла. Обе книги актуальны для меня, так как строю UNIT.City.
А самая скучная книга, которую прочитал в жизни, – «Принципы. Жизнь и работа» Рэя Далио. Это толстенная методичка, сборник советов, которые все знают, но никто ими не пользуется.
– У вас есть время читать?
– Да. Много аудиокниг слушаю в машине (полтора часа в день) и стараюсь читать вечером.
– Сталкиваетесь с выгоранием на работе? Как боретесь?
– Не знаю, что такое выгорание. Люди, которые знают, говорят: самый важный рецепт от выгорания – заниматься тем, что нравиться, хорошо кушать, больше спать, заниматься спортом и много делегировать. Стараюсь следовать этим советам.
– Не страшно делегировать?
– Вариантов нет. (Смеется.)
– Были случаи, когда пожалели о делегировании?
– Если ты хочешь построить нечто-то большое – без команды ничего не получится. Мне везет: нахожу людей, которые в своих сферах разбираются лучше меня.
Блиц-интервью
– Какой из проектов лично вам приносит больше доходов: UNIT.City или «Часопыс»?
– Сейчас UNIT.City. «Часопыс» все, что зарабатывает, реинвестирует в развитие. Дивидендов учредителям не выплачивает.
– Кто для вас более долгожданный резидент: Apple или Google?
– Будем рады обоим, кто захочет открыть R&D в UNIT.City.
– Куда бы вы вложили личные деньги: в финтех или агритех?
– В того, у кого есть большие продажи. Сфера не важна. У агритеха – хорошие перспективы в Украине. У агрокомпаний нет вариантов: все они будут переходить на использование технологий.
– Что выгоднее для UNIT.City: аренда за квадратный метр или за рабочее место?
– Первое. Не нужно вкладывать дополнительные инвестиции в ремонт.
– А для команд?
– Зависит от размера компании. Если маленькая – только рабочие места.
– Искать инвесторов эффективнее в Украине или Польше?
– Везде.
– А реально найти?
– Зависит от стадии. Если стартап хочет привлечь инвестиции на ранней стадии – в Украине мало фондов, которые могут в этом помочь. В то же время многие польские фонды сейчас смотрят на украинский рынок.
А на поздней стадии в Украине есть немало фондов, с которыми можно поговорить. Но лучше смотреть на весь мир. И привлекать инвестиции с оглядкой на то, где стартап будет поднимать следующий раунд, получит ли он дополнительную ценность: экспертизу, контакты, помощь в продажах.
– АI – угроза или нет?
– Философский вопрос. В ближайшей перспективе – нет. АI будет развиваться в узких нишах. В дальнейшем весь труд, который легко алгоритмизировать, будет автоматизирован. Поэтому если вы занимаетесь тем, что можно легко описать, скорее всего, в течение 5–6 лет такой работы станет меньше. Проще говоря, если вы делаете что-то неуникальное – надо развиваться.
– Если будете выбирать компанию, с кем провести отпуск, то предпочтете Василия Хмельницкого или стартаперов?
– Некорректный вопрос. Конечно, Василия Хмельницкого. У Василия Ивановича огромный жизненный опыт. Мы ездим с ним в образовательные поездки примерно два раза в год. Смотрим, что происходит в Долине, Израиле, Европе, Китае, Южной Корее. Это всегда очень интересно. Потому что с позиции своего опыта он по-другому смотрит на бизнес, события. А мне очень полезно выходить за рамки своего круга.
– Что из увиденного заинтересовало?
– Смотрю на драйверы роста технопарков, что является их наполнением, на основании какого ядра они строятся (образования, фондов, стартапов), как они финансируются. Почти нигде в мире мы не видели инновационных экосистем, которые делал частный бизнес без внешней помощи от города или страны.
– Намекаете, что UNIT.City – единственный в мире парк, который состоялся самостоятельно?
– Нет. В мире таких всего 14%.
– Вы просили помощь у властей Киева, правительства Украины?
– Нет.
– Почему?
– Слишком турбулентная среда.
– Во что «вкладываете» свободное время: в чтение книг или просмотр видео?
– В детей.
– Какой язык посоветовали бы учить со школы: английский или китайский?
– Первый, потому что китайцы тоже учат английский.