Не только ради шампанского: почему мы рискуем и как делать это с пользой

Риск  –   это возможность сорвать большой куш, но и опасность все потерять. Всех нас время от времени тянет рисковать, и этому есть научное обоснование: дело в дофамине  –   гормоне «вознаграждения мозга». Когда дофамина не хватает, человек ищет новые способы получить вознаграждение, пусть даже связанные с риском.

Топ-3 причины, почему мы склонны рисковать:

1. Риск  –   это путь к переменам

Многие из года в год живут жизнью, которая уже наскучила: работа без перспектив, приевшийся быт, привычное окружение. Вырваться можно, только если рискнуть: найти необычное хобби и расширить круг знакомств, подать резюме на должность мечты или вовсе уйти из найма в свой бизнес. И это тот случай, когда риск оправдан: если что-то не получится – будут новые навыки и опыт.

2. Риск повышает планку стандартов

Каждый раз, когда мы рискуем и получаем желаемое, мы чувствуем вкус победы и понимаем, что способны на большее. Как в спорте: сегодня пробежал дистанцию за рекордные для себя 10 минут, а завтра уже замахнулся на 9 и т.д. Прежние стандарты уже нас не устраивают, мы формируем новые и благодаря этому растем.

История компании Honda  –   яркая иллюстрация этих двух причин:

Соичиро Хонда был слесарем в японской деревушке и мечтал открыть бизнес. И он рискнул – собрал все деньги и продал украшения жены, чтобы открыть маленькое производство. Хонда выпускал поршневые кольца для компании Toyota.

Бизнес приносил доход, но Хонде этого уже было мало: он начал работу над собственными изобретениями. Коллеги смеялись над ним: зачем что-то менять, если все хорошо? И Хонда рискнул еще раз: вложил средства в разработку мотора для мопеда. И не зря! Сегодня 75% всех мотоциклов в мире – производства Honda.

3. Риск закаляет характер

Риски формируют нас как зрелых личностей, которые умеют достойно принимать потери, переживать их без излишнего стресса и даже извлекать из них выгоду. Именно поэтому умение рисковать – неотъемлемая характеристика успешных предпринимателей, инвесторов и трейдеров.

Джесси Ливермор – легендарный трейдер начала XX века, который умел рисковать и справляться с потерями. В юности он сбежал от отца, прочившего ему работу на ферме, и освоил биржевую торговлю. Он предсказал обвал бирж 1907 года и заработал на этом $3 млн за 9 месяцев. Затем дважды разорялся, но такие убытки не испугали его. В 1929 году настал звездный час Ливермора: трейдер убедил десятки брокеров торговать на понижение и заработал на дешевых акциях более $100 млн!

Как рисковать с пользой: правила риск-менеджмента

Правило №1. Адекватно оценивайте риски

Уоррен Баффет сказал: «если вы рискуете чем-то важным ради чего-то неважного, это бессмысленно». Перед тем, как рискнуть, соотнесите потенциальную выгоду и возможные убытки.

Правило №2. Рискуйте с холодной головой

Нельзя рисковать под влиянием эмоций, или чтобы кому-то что-то доказать. Импульсивные необдуманные решения – почти гарантия провала.

В 1985 году компания Coca-Cola втянулась в самую провальную авантюру. Ее конкурент PepsiCo провела Pepsi Challenge – слепой тест, когда люди выбирали напиток не глядя, только по вкусу. Победила Pepsi. В ответ Coca-Cola рискнула всем – изменила более чем 100-летний рецепт своей газировки и создала New Coke. Решение принималось “на скорую руку” и оказалось ошибкой: поднялась волна протестов от покупателей, недовольных новинкой. Прежний вкус пришлось возвращать, а тот промах стоил Coca-Cola больших денег.

Правило №3. Диверсифицируйте риски

Не ставьте все на кон, оставьте место для маневра. Хотите инвестировать в перспективный стартап – выделите ту часть капитала, которую можете позволить себе потерять. Или если доверяете новому сотруднику вести проект, пусть это будет не ключевой проект, от которого зависит репутация компании, а для начала что-то менее значительное.

Учимся рисковать с пользой: трейдинг  –   лучший тренажер

Если хотите научиться управлять рисками в жизни, карьере, бизнесе, финансах, то лучшего тренажера, чем трейдинг, вам не найти. В торговле на финансовых рынках  риски максимально прозрачны и подконтрольны: их можно заранее рассчитать с точностью до доллара или процента, заложить их в стратегию и «взять на короткий поводок».

Трейдеры учитывают такие параметры, как процент прибыльных сделок за месяц, риск на сделку, максимально допустимое количество убытков подряд, максимальная “просадка” депозита, ожидаемая прибыль.

Например, если процент успешных сделок невысокий, а соотношение прибыли и риска менее 3:1, то вы можете получить убыток по итогам месяца. Но если процент прибыльных позиций будет выше 60%, то даже если доход от сделкок превышает риски в соотношении 2:1, то вы уже выйдете в плюс.

Или: если у вас риск на сделку 1% и максимум 20 убытков подряд, то  может быть просадка депозита -20%. Хотите ее уменьшить – меняйте в стратегии процент риска или число убыточных сделок. Все математически точно и ясно!

Риск-менеджмент в трейдинге можно упростить. Например, в компании Gerchik & Co, есть сервис «Риск-менеджер», который автоматически контролирует риски. Вы сами выбираете приемлемые значения рисков и задаете их сервису. Как только вы достигаете лимитов  –   программа приостанавливает торговлю, не давая возможности разыграться азарту. Так вы быстрее научитесь работать с рисками и сможете наращивать депозит.

Если хотите попробовать себя в трейдинге, но пока еще психологически вам сложно справляться с убытками, то в Gerchik & Co есть не только реальные счета, но и демо-счета с виртуальным депозитом. Открыть счет можно здесь.

Рискуйте и побеждайте

Как сказал Марк Цукерберг, «самый большой риск – это не рисковать». Рисковать можно и нужно, только делать это надо с умом, с правильными расчетами и без эмоций. Тогда из каждой рисковой ситуации, независимо от ее исхода, вы будете выходить победителем.