В пятницу, 3 ноября и все следующие дни до конца года при выезде грузового транспорта из Украины лучше игнорировать как минимум пункт пропуска «Краковец – Корчева» во Львовской области, а в худшем – до которого скорее всего дело не дойдет – и все остальные.
Польские перевозчики с утра 3 ноября собираются начать забастовку на украинской границе. Акция планируется сроком на два месяца, то есть до конца календарного года. Причина – конкуренция после либерализации международных перевозок между Украиной и странами ЕС. Украинская сторона уведомлена об этих планах.
Это не первый случай транспортной блокады со стороны польского бизнеса – в мае пропускной пункт «Ягодын – Дорохуск» был заблокирован почти месяц. Однако нынешняя акция беспрецедентна по обещанному масштабу. Если раньше митингующие ограничивались одним пунктом пропуска, то теперь планируют перекрыть все имеющиеся въезды в ЕС из Украины.
Первая акция 3 ноября согласована польскими властями.
разбирался, к чему может привести нынешняя протестная кампания.
Чего требуют протестующие польские перевозчики? Польские компании исходят из того, что украинским конкурентам после 24 февраля 2022 года был изначально предоставлен несбалансированной свободный доступ на рынок Евросоюза.
Они требует отыграть условия к сопоставимым с теми, что действовали на момент полномасштабного вторжения.
В частности:
вернуть украинским перевозчикам необходимость получать разрешения; ужесточить для иностранных перевозчиков правила перевозок по ЕКМТ; отдельную очередь в е-очереди для авто на номерах ЕС; отдельную очередь на всех границах для пустых фур; получить доступ к системе «Шлях».
Адресаты акции – польское правительство. Цель – привлечь внимание польских властей к ситуации в транспортной отрасли страны.
Волнения польских перевозчиков оправданы? Да, но, как и в случае с украинским зерном, на засилье которого жаловались польские фермеры, угроза сильно преувеличена.
Читайте также: Аграрні козирі: українське зерно стало частиною передвиборчих кампаній у Східній Європі. Хто, як і навіщо «прокачує» цю тему в Польщі?
Тем не менее нельзя не признать, что присутствие украинских перевозчиков на европейском рынке резко возросло после введения транспортного безвиза.
Соглашение о грузовых перевозках автомобильным транспортом было подписано в июне 2022 года. Оно отменило необходимость получения украинскими перевозчиками разрешений для осуществления двусторонних и транзитных перевозок в государства ЕС. За первый год после подписания количество перевозчиков, пересекавших границу в направлении ЕС, увеличилось на 53%, а количество пересечений – на 43%.
Насколько критичен ПП «Краковец – Корчева» для грузовой логистики из Украины? Любой пропускной пункт важен в системе и заточен под определенные компании региона. Летом 2022 года этот ПП был реконструирован, среди прочего – обновлены полосы движения, модернизированы павильоны для таможенного и паспортного контроля, расширена подъездная трасса (А-4) возле пункта пропуска. Тем не менее в части грузопотока он не является ключевым, в отличие от блокируемого ранее «Ягодын – Дорохуск», который обеспечивает до 40% грузопотока в Польшу.
Каковы вероятные выходы из ситуации? Расширение блокады на 100% границы маловероятно: Польша выходит из выборной лихорадки и будет воздерживаться от радикальных шагов. К тому же украинские компании уже стали неотъемлемой частью польского бизнес-поля, и на их работу завязаны в том числе и местные игроки. Кроме того, у протестующих просто нет ресурса перекрыть всю границу. Поэтому они будут перекрывать отдельные участки, установив дежурства.
На практике это означает еще большие задержки авто и усложнение процедур.
В среднесрочной перспективе вероятно ужесточение правил для украинских компаний – хоть наверняка и не такое жесткое и однозначное, как это было с украинским зерном. Повторение аграрного сценария маловероятно, так как, во-первых, перевозчики не являются такой сакральной социальной категорией, как фермеры, во-вторых – опять-таки прошел предвыборный ажиотаж.
Читайте также: Дружба до первого зерна: к чему приведет украино-польский аграрный конфликт
Отметим, что проблемы транспортной инфраструктуры Польши не ограничиваются пропуском на границе. Так, через неделю планируются забастовки работников портов Гдыня и Гданьск, на которые приходится львиная доля фрахтов из Украины. Эти порты после закрытия украинских перевалочных мощностей ощутили увеличение нагрузки из-за украинского импорта-экспорта. В то же время заработную плату местным работникам не повысили.
Требования польских перевозчиков, которые начнут протест на границе с Украиной 3 ноября, делятся на два типа. Первый – это сделать невозможной или усложнить работу украинских перевозчиков за рубежом, второй – ускорить пересечение украинской границы, а именно внедрить отдельную очередь для авто с номерами ЕС. Такое мнение высказал совладелец компании «Нова пошта» Владимир Поперешнюк.
При этом во втором требовании, по его словам, польские перевозчики правы на 100%, и их украинским коллегам стоило бы к ним присоединиться, ведь сейчас очередь составляет от 9 дней.
«А вот что касается первого требования, это пожелание защиты отечественного производителя за счет других, к сожалению, эта мировая практика существует до сих пор. Предприниматели вынуждены просить у чиновников защиты, чтобы усилить конкурентоспособность, поскольку эти же чиновники ослабили их конкурентоспособность налогообложением и регулированием», – написал он.
При этом подавляющее большинство требований польских перевозчиков, в частности о возврате к системе выдачи разрешений для работы в Евросоюзе, для украинских компаний являются невыполнимыми, уверен заместитель министра развития общин, территорий и инфраструктуры Сергей Деркач.
Соглашение о либерализации грузовых перевозок, согласно которому это происходит, действует до конца июня 2024 года и действует в обе стороны: наши перевозчики ездят без разрешений, европейские перевозчики едут в Украину с такими же условиями. Правительство Польши не может отменить эту норму, поскольку она принята на уровне Еврокомиссии.
По мнению замминистра, польские перевозчики хотят заложить основу на следующий год и повлиять на переговоры о пролонгации соглашения
Польские компании – крупнейшие игроки в отрасли грузовых перевозок в ЕС с долей в более половины в общем объеме транспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки в Европе. В то же время украинские компании осуществляют перевозки преимущественно из Украины и в Украину, а не между странами Европы, то есть не являются прямыми конкурентами полякам.