В пятницу, 3 ноября и все следующие дни до конца года при выезде грузового транспорта из Украины лучше игнорировать как минимум пункт пропуска «Краковец-Корчева» во Львовской области, а в худшем – до которого, скорее всего, дело не дойдет – и все остальные.
Польские перевозчики с утра 3 ноября собираются начать забастовку на украинской границе. Акция планируется сроком на два месяца, то есть до конца календарного года. Причина – конкуренция после либерализации международных перевозок между Украиной и странами ЕС. Украинская сторона уведомлена об этих планах.
Это не первый случай транспортной блокады со стороны польского бизнеса – в мае пропускной пункт «Ягодын – Дорохуск» был заблокирован почти месяц. Однако нынешняя акция беспрецедентна по обещанному масштабу. Если раньше митингующие ограничивались одним пунктом пропуска, то теперь планируют перекрыть все имеющиеся въезды в ЕС из Украины.
Первая акция 3 ноября согласована польскими властями.
разбирался, к чему может привести нынешняя протестная кампания.
Чего требуют протестующие польские перевозчики? Польские компании исходят из того, что украинским конкурентам после 24 февраля 2022 года был изначально предоставлен несбалансированной свободный доступ на рынок Евросоюза.
Они требует отыграть условия к сопоставимым с теми, что действовали на момент полномасштабного вторжения.
В частности:
вернуть украинским перевозчикам необходимость получать разрешения; ужесточить для иностранных перевозчиков правила перевозок по ЕКМТ; отдельную очередь в Е-очереди для авто на номерах ЕС; отдельную очередь на всех границах для пустых фур; получить доступ к системе «Шлях».
Адресаты акции – польское правительство. Цель – привлечь внимание польских властей к ситуации в транспортной отрасли страны.
Волнения польских перевозчиков оправданы? Да, но, как и в случае с украинским зерном, на засилье которого жаловались польские фермеры, угроза сильно преувеличена.
Читайте также: Аграрні козирі: українське зерно стало частиною передвиборчих кампаній у Східній Європі. Хто, як і навіщо «прокачує» цю тему в Польщі?
Тем не менее, нельзя не признать, что присутствие украинских перевозчиков на европейском рынке резко возросло после введения транспортного безвиза.
Соглашение о грузовых перевозках автомобильным транспортом было подписано в июне 2022 года. Оно отменило необходимость получения украинскими перевозчиками разрешений для осуществления двусторонних и транзитных перевозок в государства ЕС. За первый год после подписания количество перевозчиков, пересекавших границу в направлении ЕС, увеличилось на 53%, а количество пересечений – на 43%.
Насколько критичен «Краковец-Корчева» для грузовой логистики из Украины? Любой ПП важен в системе и заточен под определенные компании региона. Летом 2022 года этот пункт пропуска был реконструирован, среди прочего – обновлены полосы движения, модернизированы павильоны для таможенного и паспортного контроля, расширена подъездная трасса (А-4) возле пункта пропуска. Тем не менее, в части грузопотока он не является ключевым, в отличие от блокируемого ранее «Ягодын – Дорохуск», который обеспечивает до 40% грузопотока в Польшу.
Каковы вероятные выходы из ситуации? Расширение блокады на 100% границы маловероятно: Польша выходит из выборной лихорадки и будет воздерживаться от радикальных шагов. К тому же украинские компании уже стали неотъемлемой частью польского бизнес-поля, и на их работу завязаны в том числе и местные игроки. Кроме того, у протестующих просто нет ресурса перекрыть всю границу. Поэтому они будут перекрывать отдельные участки, установив дежурства.
На практике это означает еще большие задержки авто и усложнение процедур.
В среднесрочной перспективе вероятно ужесточение правил для украинских компаний – хоть наверняка и не такое жесткое и однозначное, как это было с украинским зерном. Повторение аграрного сценария маловероятно, так как, во-первых, перевозчики не являются такой сакральной социальной категорией, как фермеры, во-вторых – опять-таки, прошел предвыборный ажиотаж.
Читайте также: Дружба до первого зерна: к чему приведет украино-польский аграрный конфликт
Отметим, что проблемы транспортной инфраструктуры Польши не ограничиваются пропуском на границе. Так, через неделю планируются забастовки работников портов Гдыня и Гданьск, на которые приходится львиная доля фрахтов из Украины. Эти порты после закрытия украинских перевалочных мощностей ощутили увеличение нагрузки с украинского импорта-экспорта. В то же время, местные работники не получили повышения заработной платы.