Военный НДФЛ – на дроны вместо местных бюджетов: как депутаты нашли «лишние» 120 млрд грн для отечественного ВПК

Комітет Верховної Ради з питань бюджету 5 октября одобрил к голосованию во втором чтении законопроект № 10037. Он предусматривает перераспределение в специальный фонд госбюджета сумм налога на доходы физлиц с зарплат военнослужащих («военный НДФЛ»), который поступает в местные бюджеты. Также в общий фонд госбюджета будут полностью перечисляться акцизы и другие платежи, которые до этого попадали в дорожный фонд.

«После трех часов дискуссий бюджетный комитет все-таки одобрил ко второму чтению законопроект №10037 по «военному НДФЛ» и акцизу», – написал у себя в телеграм депутат от партии «Голос» и первый заместитель главы Комитета ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Ярослав Железняк.

В сессионный зал документ пока не попал, так как парламент более 10 часов обсуждал поправки к «родственному» законопроекту № 10038 об увеличении расходов на армию в 2023 году более чем на 300 млрд грн. Депутаты успели рассмотреть 988 поправок из 1000 и закрыли заседание.

Но законопроект №10037 с большой вероятностью будет принят. Председатель Комитета Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев считает, что выбор безальтернативный, и он исключительно в пользу передачи НДФЛ в спецфонд госбюджета.

Что хотят сделать депутаты с НДФЛ? Законопроект №10037 инициировал Кабинет Министров. Правительство зарегистрировало документ в Верховной Раде 12 сентября, а 20 сентября парламент принял его в первом чтении.

Сам по себе законопроект предельно лаконичный и умещается на двух страницах. Он вносит изменения в Бюджетный кодекс и предусматривает, что:

в период действия военного положения остатки средств местных бюджетов и остатки средств специального фонда местных бюджетов (кроме собственных поступлений бюджетных учреждений и субвенций из других бюджетов), направляются по решениям соответствующих местных советов (военных администраций) на оплату труда работников бюджетной сферы, закупку медикаментов и перевязочных материалов, оплату коммунальных услуг и энергоносителей, на оборонные меры и задачи; в 2024 году, в виде исключения, все поступления, которые предусмотрены пунктами 1-3, 6, 62, 63, 64, 65, 68, 69 части третьей статьи 29 Бюджетного кодекса, в полном объеме перечисляются в общий фонд госбюджета. В частности, это акцизный налог на произведенные/ввезенные в Украину топливо и транспортные средства, импортная пошлина на нефтепродукты и транспортные средства, плата за проезд по автомобильным дорогам, некоторые виды штрафов за административные нарушения; с 1 октября 2023 года по 31 декабря 2024 года часть НДФЛ, который вычитается из выплат военнослужащим и полицейским и поступает в местные бюджеты, зачисляется в полном объеме в специальный фонд госбюджета и распределяется в следующих пропорциях:

50% – Администрации Государственной службы специальной связи и защиты информации на осуществление мероприятий по закупке специальной техники и оборудования (Госспецсвязи);

50% – Министерству по вопросам стратегических отраслей промышленности на реализацию программ по развитию оборонно-промышленного комплекса, разработку, освоение и внедрение новых технологий (Минстратегпрому).

На какие цели пойдут средства из местных бюджетов? Как объяснил премьер-министр Денис Шмыгаль, главная задача – помочь украинскому ВПК нарастить производство собственных дронов, вооружения и боеприпасов. По словам премьера, у местных бюджетов появилось изрядное количество денег, которые можно и нужно направить на оборонные нужды.

«За время полномасштабного вторжения доходы местных бюджетов от военного НДФЛ увеличились в восемь раз. За 2023 год прогнозируемая сумма превысит 96 млрд грн. В то время как в 2021 году – около 12 млрд грн. Рост происходит только потому, что государство увеличивает расходы на сектор обороны и зарплаты военных», – рассказал Денис Шмыгаль.

По подсчетам Кабмина, перераспределение средств позволит до конца 2023 года дополнительно «влить» в отечественный ВПК порядка 26 млрд грн, а в 2024 году – еще 94 млрд грн. В то же время, премьер-министр пообещал, что накопленные на счетах местных бюджетов и бюджетных учреждений 200 млрд грн останутся в распоряжении местных властей. Если же территориальные общины будут нуждаться в деньгах, центральная власть готова помочь дотациями.

«Таким образом, ресурс бюджетов на местах в 2024 году будет на 75 млрд грн больше, чем был в 2021 году до полномасштабного вторжения», – объяснил Шмыгаль.

Сколько на самом деле у местных властей денег? Налоговый комитет Рады приводит следующие данные о наполнении местных бюджетов:

за 9 месяцев 2023 в местные бюджеты поступило более 78 млрд грн военного НДФЛ. Это на 47,2%, или на 25,1 млрд грн больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. доходы общего фонда местных бюджетов выросли на 21,6%, или на 60,2 млрд грн – до 338,8 млрд грн. Годовой план по доходам местные власти к 1 октября выполнили на 83,4%; поступления от НДФЛ, из которых на 2/3 формируются доходы местных бюджетов, увеличились на 20,5% – до 227,1 млрд грн. Годовой план по НДФЛ выполнен на 82,8%; за 8 месяцев 2023 года профицит местных бюджетов составил 97 млрд грн.

Уточним, что НДФЛ в Украине распределяется в следующих пропорциях: 60% уходит в территориальные общины, 15% – в областные бюджеты, остальные 25% – напрямую в госбюджет.

При этом в 2022 году доля НДФЛ, которая остается в теробщинах, выросла и составляет 64%.

Кто против законопроекта № 10037 и почему? Ассоциация городов Украины сразу после того, как законопроект появился в парламенте, выступила резко против изъятия у территориальных общин НДФЛ и направила обращения президенту, в парламент и Кабмин.

«Для бюджетов территориальных общин это потеря 20 млрд грн в 2023 году и 65 млрд грн в 2024 году», – говорится в заявлении ассоциации.

Отдельные руководители областных администраций тоже раскритиковали законопроект №10037. Например, глава Полтавского облсовета Александр Беленький считает, что НДФЛ должен по-прежнему оставаться в распоряжении местных властей. А начальник Львовской областной военной администрации Максим Козицкий опасается, что сокращение финансирования может стать фатальным для жизнедеятельности теробщин.

Всеукраинская ассоциация объединенных территориальных общин уже после того, как законопроект был принят в первом чтении, обратилась к главе Верховной Рады Руслану Стефанчуку с просьбой учесть некоторые правки.

В частности, ассоциация высказалась против редакции нормы о перераспределении всего военного НДФЛ и предложила разделить сумму налога, которая поступает в территориальные общины, поровну. То есть половину поступлений оставить общинам, а половину передать в спецфонд госбюджета. По данным ассоциации, такой механизм поддержали 63% опрошенных представителей более чем 290 территориальных общин.

Бывший народный депутат Рады VIII созыва, экс-председатель Комитета избирателей Александр Черненко уверяет, что местные общины и так около 45% военного НДФЛ направляют на безопасность и оборону.

По его мнению, передача налога Минстратегпрому и Госспецсвязи никак не обоснована. «Хотят забрать у общин и передать этим министерствам: без указания целевого использования для ВСУ; без программ развития производства; без каких-либо обязательств для военных подразделений; без инструментов контроля за использованием этих средств. Куда пойдут деньги военных, которые заберут у общин, не знает никто», – комментирует Черненко.

Чем обосновывают необходимость законопроекта №10037 депутаты и Минфин? По мнению Даниила Гетманцева, когда местные власти тратят деньги на благоустройство скверов, в то время как на армию средств катастрофически не хватает, – это ненормальная ситуация.

«По сути, сейчас почти каждая четвертая гривна в доходах местных бюджетов (без трансфертов) или зависает на остатке счетов местных органов власти (последний перевалил за 200 млрд грн), или тратится мягко говоря не лучшим способом. Вместо того, чтобы эти деньги шли на оборону», – объясняет Гетманцев.

Роксолана Пидласа со своей стороны успокаивает, что в спецфонд отправится далеко не весь налог на доходы физлиц. По ее словам, «обычный» НДФЛ остается в общинах в объеме 64%. Единственное, что не менее 4% налога должны быть направлены на расчеты, связанные с теплогенерацией, централизованной поставкой холодной воды и с водоотводом.

Министерство финансов считает, что такой шаг позволит существенно укрепить обороноспособность государства. В то же время опасения, что перераспределение НДФЛ приведет к нехватке средств в местных бюджетах, не имеют под собой оснований. По данным Минфина, общины получат необходимые компенсаторы для выравнивания бюджетных диспропорций.

«Местные бюджеты ни в коем случае не останутся недофинансированными. В зависимости от нужд средства будут распределяться из госбюджета. Ресурс местных бюджетов на 2024 год будет формироваться за счет поступления НДФЛ (ориентировочно 237 млрд грн), базовой дотации (21,1 млрд грн) и дополнительной дотации (33,4 млрд грн). Суммарно это составляет более 290 млрд грн. И этот объем на 75 млрд грн больше ресурса 2021 года, когда военный НДФЛ в структуре местных бюджетов был не более 6%. Дополнительная дотация позволит оказать поддержку общинам, в которых уменьшается поступление в бюджеты», – сказано в официальном заявлении Минфина.