
«Политика Германии относительно [газопровода] «Северный поток», НАТО, умиротворения [президента РФ Владимира] Путина, непредоставления Украине вооружения и так далее выглядит последовательной, но почему-то Россия неожиданно взяла и напала на Украину. Мой тезис в немецком публичном пространстве таков: политика по отношению к России должна быть критически пересмотрена, чтобы подобные провалы, катастрофы не повторялись в будущем. Важно самим немцам понять, как получилось, что им годами рассказывали басни, что «Северный поток» никоим образом не увеличивает зависимость Германии от России в плане энергоносителей. К тому же, вся энергетическая политика была ориентирована на Россию – словно это не представляет никакой угрозы», – сказал Мельник.
Он говорит, что Германия «превратилась в энергетического вассала России» и стала заложником политики последних лет.
Ситуация с энергозависимостью постепенно меняется, отметил посол, обратив внимание на действия вице-канцлера Роберта Хабека, «который ездит по всему миру, по арабским странам и ищет возможности закупки как нефти, так и сжиженного газа».
Терминалы для сжиженного газа, которые позволят отказаться от российского газопроводного газа, заработают в Германии не раньше первой половины 2023 года, сказал Мельник. Тогда, по его мнению, исчезнет ловушка, «в которую ряд предыдущих правительств, не только те, которые возглавляла госпожа [Ангела] Меркель, загнали саму Германию и лишили ее какого-либо геополитического маневра».
Сейчас в Германии нет ни одного политика, который не хотел бы избавиться от зависимости от российских энергоресурсов, сказал посол.
«Но вопрос в том, что все заложники. Поэтому тот же Габек, с которым достаточно доверительный контакт, признает, что при всем желании «мы не можем прыгнуть через голову», потому что предыдущее правительство завело их в такое плачевное положение», – добавил он.
Мельник также сказал, что экс-канцлер Германии Герхард Шредер, которого неоднократно критиковали в Германии за связи с Россией, остается членом Социал-демократической партии ФРГ, но от него «отмежевались все».
«Сейчас у него не осталось союзников, поэтому даже угроза введения санкций заставила его самого отказаться от этих последних должностей в «Газпроме». Господин Шредер – лакмусовая бумажка того, насколько тяжело Германия готова прощаться со своим российским газовым, нефтяным энергетическим, лоббистским прошлым. Он самоисключился из этого политического трека. Он не появляется в СМИ. Но и дальше остается при убеждении: все, что он делал, было правильным. Якобы его контакты с Путиным были в интересах Германии и позволили немецкой экономике стать столь крепкой», – добавил дипломат.
Контекст:
Шредер был главой правительства Германии с 1998-го по 2005 год. Он дружил с Путиным, когда был канцлером ФРГ, а после ухода с должности долгие годы работал в подконтрольных РФ энергетических компаниях, в частности, в Nord Stream AG и Nord Stream 2 AG, которые являются операторами двух газопроводов «Северный поток». Кроме того, с 2017 года бывший канцлер Германии возглавлял наблюдательный совет директоров государственной нефтяной компании «Роснефть».
В мае 2022 года, через три месяца после нападения России на Украину, канцлер Германии Олаф Шольц заявил, что Шредер должен отказаться от своих полномочий в российских компаниях. В том же месяце Шредер ушел из «Роснефти». Шредер назвал войну РФ против Украины «ошибкой», но подчеркнул, что не жалеет о своей позиции в отношении России и считает необходимым сохранять отношения с ней. Политик заявил, что дистанцирование от президента РФ «лишило бы его доверия единственного человека, который может положить конец войне, – Путина».
Мельник последовательно критикует власти Германии за их отношение к России. В частности, он выразил недоумение и сожаление после заявлений Меркель о том, что она «достаточно старалась» для предотвращения эскалации российской агрессии против Украины.
По данным немецкого правительства на 16 мая, зависимость Германии от российской нефти снизилась с 35% до 12% за период с начала военного вторжения России в Украину.
СМИ сообщали, что Германия также готовится к возможной внезапной остановке поставок российского газа, разрабатывая экстренный пакет, который может включать контроль над критически важными компаниями.