Константин Товстокорый — из Херсона. Там он владел тремя кофейнями, но в апреле был вынужден их закрыть из-за оккупации. Из Херсона Константин уехал в Киев, где друзья пригласили его управлять такой же кофейней, передает «Настоящее время».
«Одна кофейня пострадала во время одного из обстрелов, когда в коллаборантов прилетело, но у меня претензий нет», — рассказывает бизнесмен.
Он уверен, что вернется в родной Херсон, к своим трем кофейням, а первое, что сделает по приезду, — поменяет вывеску на русском и напишет название по-украински.
В Киеве бизнес Константина также подвергается риску из-за регулярного отключения света. Но бизнесмен не унывает и ищет решение «энергетической» проблемы.
«Когда вы открываете кофейню во время больших вызовов, вы открываете новые возможности. Потому что люди готовы меняться в это время. Люди готовы приходить, вот как сейчас, когда выключают свет, с пониманием», — говорит он.
В кофейне Константина теперь кофе и чай варят заранее и заливают его в термосы.
«Каждый термос вмещает до 2,5 литров горячего кофе и, в принципе, он держит температуру на протяжении 12 часов, когда нет света, — рассказывает бизнесмен. — Он с 95 градусов теряет температуру всего до 70 градусов. Когда мы начинали, таких термосов было у нас 2, сейчас их 8. И заказали еще».
Также Константину пришлось вписать в бизнес-план кофейни покупку генератора, но он приедет только через месяц.
«Генератор на 7 киловатт стоит 3,5-5 тыс. евро», — подсчитывает Константин.
Также, по его словам, кафе пришлось поменять меню и отказаться от скоропортящихся продуктов.
«В прошлый понедельник, когда целый день не было света, нам пришлось списать все кремовые кондитерские изделия, — рассказывает Товстокорый. — Так что сейчас мы переходим на кондитерские изделия, которые могут храниться без холодильника».
Андрей Пивовар — еще один киевлянин, он шеф в маленькой семейной пекарне. Такие популярны в украинской столице — там выпекают хлеб и сдобу для «своих». Объемы небольшие, но подводить «своих» — неудобно, рассказывает пекарь.
«Заходите. Видите, у нас света нет сейчас. Обычно мы выпекаем в этих печах, но сейчас, как вы видите, все тихо, — показывает он. — Раньше, когда было электричество, у нас работала электрическая тестомешалка. Сейчас тесто замешивается вручную, как замешивают все хозяйки дома. Процесс этот тяжелее, потому что на электрике это очень быстро, 5 минут — и готово. А вручную это намного дольше».
Андрей тоже месит тесто, как и его коллеги. Он говорит, что раньше в пекарне за смену удавалось выпекать до 300 буханок. Без электричества производство упало, но останавливать работу пекарня пока не собирается.
«Нас ничем нельзя запугать, остановить и так далее. Мы как работали, так и будем работать: на радость нашей родины, наших украинцев», — с гордостью говорит Андрей Пивовар.
Гарик Корогодский — совладелец большого торгово-развлекательного центра Dream в Киеве. Он тоже думает о покупке генератора, но останавливает цена: чтобы обеспечить светом все здание, ему нужно четыре генератора, которые совокупно стоят около миллиона долларов.
«Это не просто большой генератор, это 4 больших генератора со всех сторон «Дрима», всего около миллиона долларов инвестиций, — говорит бизнесмен. — Но я уверен, что, где-то через месяц все ТРЦ в Киеве будут с генераторами».
Без электричества большинство магазинов в торговом центре Корогодского вынуждены закрываться. Про убытки бизнесмену пока говорить сложно, но Гарик прогнозирует снижение посещаемости на 20%. И сидеть сложа руки не хочет.
Во сколько обходится отключение электричества каждому бизнесу в Киеве — оценить сейчас невозможно: слишком мало времени прошло. Но в целом, чем меньше предприятие, тем проще ему перенести нехватку энергии.