В начале июня на орбиту на высоту около 1000 км была поднята мини-фабрика по производству лекарств в невесомости. В спускаемой капсуле полученная продукция должна была вернуться на Землю в начале сентября. Но этого не произошло. Разрешение на спуск капсулы американский регулятор так и не выдал.
Источник изображений: Varda Space Industries
Ранее на этой неделе на слушаниях в Сенате в присутствии представителей компаний SpaceX, Blue Origin и Virgin Galactic вице-президент SpaceX Билл Герстенмайер (Bill Gerstenmaier) заявил, что коммерческому космическому отделу FAA «необходимо как минимум вдвое больше ресурсов, чем у них есть сегодня» для лицензирования запусков ракет. Иными словами, Федеральное агентство гражданской авиации США, которое также регулирует космические полёты, перестало справляться с потоком задач в условиях коммерциализации космоса.
Компания Varda Space Industries из Торранса (штат Калифорния), одним из основателей которой является Делиан Аспарухов (Delian Asparouhov), в полной мере ощутила на своей деятельности косность FAA и бюрократической машины США в целом. Обычно коммерческие космические аппараты не требуют места для посадки — они сгорают в атмосфере после завершения миссии. В случае Varda ситуация иная — компании необходимо мягко приземлить спускаемую часть с произведённым на орбите лекарством. В этом они первопроходцы и столкнулись с государственным аппаратом в полный рост.
С местом для приземления особых проблем не было. Представители компании договорились об этом с военными, которые разрешили опустить её на свой полигон — на огромнейшую и пустынную территорию в штате Юта. На этот же полигон в конце сентября приземлилась капсула с образцами с астероида Бенну. В связи с этим компания Varda подготовила для FAA свой план по возвращению капсулы с указанием зон повышенного риска для наземных объектов и воздушных судов. Степень риска была оценена как 1 к 14 600 при требуемых NASA 1 к 10 000. Что-то из этих бумаг не удовлетворило служащих FAA, и компании было отказано в спуске капсулы на Землю.
Проблема в том, что частнику приходится согласовывать разрешение на посадку и обслуживание космической станции с тремя ведомствами и двумя отдельными подразделениями в FAA. В Управлении за возвращение космического аппарата на Землю отвечают два подразделения: одно следит за входом в атмосферу, а другое — за движением в воздушном пространстве. Каждому из них нужны свои бумаги и расчёты.
Чтобы космический завод оставался функционирующим на орбите с ним необходимо постоянно держать связь, а это уже вотчина FCC, которая тоже требует бумаг и отчётов. Компании приходится регулярно убеждать FCC, что согласование деятельности с FAA продолжается и обещает двигаться в правильном направлении. У военных, которые разрешили Varda использовать полигон для посадки капсулы, свои задачи и они могут потерять терпение, если всё это затянется на неопределённое время. К настоящему времени вроде есть надежда приземлить капсулу с лекарствами в январе будущего года, но в любой момент всё может сорваться.
Компания начала рассматривать перенос деятельности в Австралию, где пустынных мест больше и риск уронить аппарат кому-нибудь на голову или на чужую недвижимость меньше. Но выяснилось, что космическое и воздушное пространство Австралии тоже регулируется Федеральным управлением гражданской авиации США, так что от FAA не скрыться даже там.
Первый полёт космического завода будет оставаться подвешенным ещё четыре месяца. Он был тестовым. В невесомости проходили испытания старого лекарства от ВИЧа — ритонавира. Исследователи хотели изучить рост кристаллов препарата в условиях микрогравитации. Что из этого вышло, узнать пока не получается.