Через год после того, как Илон Маск (Elon Musk) купил Twitter за $44 млрд, он пересмотрел стоимость компании, снизив её до $19 млрд. Согласно внутренним документам, сотрудники компании, теперь известной как X, получили акции, исходя именно из этой оценки, или $45 за акцию. Это событие стало первым официальным подтверждением стоимости компании с момента её приобретения.
Источник изображения: X
Когда Маск стал владельцем Twitter, многие аналитики и эксперты считали оценку компании в $44 млрд завышенной. Сегодня же, согласно внутренним документам, сам Маск оценивает компанию всего в $19 млрд. Эти данные основаны на внутренних документах, просочившихся в прессу через источники издания The Verge. В них указывается, что справедливая рыночная стоимость акции определена советом директоров X. Стоит отметить, что Маск, являясь председателем совета директоров, до сих пор не сформировал его в полном составе.
С момента покупки Twitter Маск намеревался применить систему вознаграждения сотрудников, аналогичную той, что используется в его другой компании — SpaceX. В SpaceX, например, сотрудники имеют возможность регулярно продавать часть своих акций сторонним инвесторам.
Тип акционерного вознаграждения, который предлагает сотрудникам X, называется ограниченными акционерными единицами или RSU (Restricted Stock Units). Эти RSU «зарабатываются» в течение четырёх лет и становятся налогооблагаемым доходом только после определённого «ликвидационного события», такого как выход на биржу (IPO) или продажа компании, поясняют внутренние документы.
До недавнего времени сотрудники X были в неведении относительно реальной стоимости компании. Однако даже текущая оценка Маска вызывает сомнения: один из крупных инвесторов, Fidelity, считает, что стоимость X упала на 65 % по сравнению с моментом её приобретения.
Снижение стоимости компании X более чем в 2 раза за год ставит под сомнение не только бизнес-стратегию Маска, но и поднимает вопросы о том, какие факторы влияют на стоимость подобных компаний и как эти факторы могут изменяться в условиях быстро развивающегося рынка. Сможет ли Маск стабилизировать ситуацию или же текущий тренд продолжится — вопрос остаётся открытым.