Пережить зиму: чиновники от энергетики рапортуют о готовности, инженеры просчитывают возможные риски

Есть два сценария прохождения энергетической зимы: оптимистический – без вражеских обстрелов энергосистемы, и пессимистический – с обстрелами. В первом случае отключений электроэнергии не предвидится, однако сценарий этот маловероятен. По данным ВСУ и ГУР, энергетикам стоит готовиться к повторению массированных ракетно-дроновых атак на энергетическую инфраструктуру, последствия которых предсказать сложно. Однако, как уверяют энергетики из опыта прошлой зимы, продолжительный блэкаут Украине не грозит, и энергосистема выстоит. 

Как украинская энергетика собирается проходить зиму? Если суммировать оптимистические высказывания руководителей Минэнерго, НКРЭКУ, НЭК «Укрэнерго» и энергохолдинга ДТЭК, состояние отрасли накануне зимы удовлетворительное – энергокомпании экономически сбалансированы, графики текущих ремонтов выполняются, уголь у «ДТЭК Энерго» есть, поставки оборудования на случай обстрелов налажены.

Компенсировать ожидаемый дефицит электроэнергии в морозные дни планируется за счет импорта, механизмы которого, впрочем, пока только предстоит наладить. Одним из правительственных вариантов предполагается возложить ПСО на импортеров электроэнергии с дальнейшей компенсацией их услуг из тарифа «Укрэнерго», поскольку цена киловатт-часа в странах ЕС зимой наверняка будет выше, чем в Украине. Еще одно предложение – гарантировать поставки электричества в полном объеме тем потребителям, которые не менее 50% ее количества будут закупать в Европе.  

Что с производством электроэнергии? Как и раньше, основную базовую нагрузку в производстве э/э в предстоящий отопительный период понесет НАЭК «Энергоатом», который обещает с ноября и до весны работать на контролируемой Украиной территории всеми девятью энергоблоками АЭС общей мощностью более 7 ГВт.

И все так же в роли «плохой овцы» ожидаемо выступит ПАО «Центрэнерго» с заявленными и недостаточными 1,2 ГВт генерации на зиму без надлежащих запасов топлива. Благо, у «ДТЭК Энерго» – основного производителя э/э на ТЭС в стране – уголь есть. Как уверяют в компании, 210 000 тонн в Польше энергохолдинг дополнительно законтрактовал скорее для страховки.

К сожалению, за полгода после предыдущего отопительного сезона, во время которого по энергосистеме было выпущено около 1500 ракет и дронов, восстановить все разрушенные объекты невозможно – особенно, когда речь идет о крупных подстанциях, для реанимации которых понадобятся годы.

Тем не менее энергетики отлаживают резервные маршруты энергоснабжения и вводят в эксплуатацию расконсервированные энергоблоки.

Как уверяют отраслевые топ-менеджеры, пройти зиму даже в условиях оскудевших генерирующих мощностей и передающей инфраструктуры при поддержке импортных поставок э/э вполне возможно – если рф не продолжит энергетический террор страны. 

Что происходит с финансами в отрасли? С 1 июля 2023 года энергетическая отрасль начала входить в этап финансовой стабилизации. Произошло это после повышения НКРЭКУ максимальных предельных цен (price caps) на спотовом рынке на 50–80% в зависимости от часов потребления. До того регулятор не пересматривал price caps c 30 июля 2022 года, что являлось основным ценосдерживающим фактором на украинском энергорынке, хотя цены купли-продажи при этом являлись максимально приближенными к price caps либо соответствовали им.

Вследствие политики ценового сдерживания в Украине по результатам 2022 года тарифы на электроэнергию оказались самыми низкими в сравнении со странами ЕС.

В частности, средний индекс цены BASE (электроэнергии базовой нагрузки) на рынке «на сутки вперед» (РСВ) в Украине в прошлом году составил 2 671,15 грн/МВт-ч, что оказалось почти в четыре раза ниже, чем в Италии, где было зафиксировано его максимальное значение в ЕС – 10 226,50 грн/МВт-ч (в пересчете).

А что с долгами? В украинской энергетике за этот период наращивались взаимные неплатежи между участниками рынка, а «Энергоатом», потеряв контроль над крупнейшей Запорожской АЭС и существенно сократив выручку, утратил способность осуществлять полные выплаты по специальным обязательствам (ПСО) в части компенсации льготных тарифов для населения.

Впрочем, как утверждают в энергетических ведомствах, повышение price caps на РСВ и внутрисуточном рынке (ВСР) с 1 июля 2023 года позволило экономически сбалансировать работу энергокомпаний.

В результате повышения предельных цен на рынке «Центрэнерго» дополнительно должно получить до конца года 2,9 млрд грн, «Энергоатом» – 9,4 млрд грн, «ДТЭК Энерго» – 13,5 млрд грн. Для сравнения: выручка «ДТЭК Энерго» в первом полугодии 2023 года составила 29,9 млрд грн. Сама же средневзвешенная цена купли-продажи э/э на РСВ и ВСР в июле выросла в сравнении с июнем на 40% и в августе в сравнении с июлем на 13,4% – до 4162,23 грн/МВт-ч.

Как стабилизировать платежи на энергорынке? Повышение price caps в условиях восстановления энергосистемы после обстрелов и подготовки к зиме оказалось для отрасли положительным фактором.  С 1 сентября начала наблюдаться позитивная динамика в расчетах между энергокомпаниями. В частности, «Энергоатом» вышел на 100%-ный уровень текущих расчетов по ПСО и намерен сократить задолженность по спецобязательствам до конца года с 19,2 млрд грн до 17 млрд грн, а расчеты участников рынка с НЭК «Укрэнерго» по тарифам на передачу и диспетчеризацию э/э превысили 100%.

По информации главы «Укрэнерго» Владимира Кудрицкого, задолженность участников рынка перед компанией по оплате тарифа на передачу э/э в сентябре снизилась на 0,7 млрд грн – до 20,6 млрд грн, а тарифа на диспетчеризацию – на 0,5 млрд грн, до 9,5 млрд грн.

«Укрэнерго», со своей стороны, погасила 2,5 млрд грн долгов на рынке вспомогательных услуг, снизив их до 0,5 млрд грн, а также 1,5 млрд грн – перед поставщиками универсальных услуг (ПУУ) для оплаты э/э домашних СЭС (дСЭС), уменьшив задолженность до 2,7 млрд грн.

Следует отметить, что именно долг «Энергоатома» по ПСО перед населением, годовой объем которого равен 130 млрд грн, являлся одним из ключевых факторов наращивания взаимной цепочки неплатежей между участниками рынка.

Почему долги в энергетике накапливаются? Схема проста: атомщики не рассчитывались в полной мере по компенсации заниженного тарифа для бытовых потребителей перед ПУУ, те соответственно не оплачивали полностью услуги по распределению э/э операторам системы передачи (ОСР, облэнерго), а ОСР наращивали долги перед системным оператором в лице «Укрэнерго» за передачу э/э и диспетчеризацию.

В конечном итоге «Укрэнерго» было не в состоянии рассчитываться по компенсации разницы между «зеленым» и рыночным тарифом с ВИЭ-генерацией, а также с участниками на рынке вспомогательных услуг и балансирующем рынке (БР).

Тем не менее существует другой фактор, продолжающий генерировать долги на балансирующем рынке – это государственные шахты и коммунальные водоканалы. В результате неплатежей государственно-коммунального сектора дебиторская задолженность «Укрэнерго» за сентябрь выросла на 1 млрд грн – до 29,1 млрд грн, а кредиторская – на 0,4 млрд грн, до 17,1 млрд грн. Проблема неплатежей коммунальщиков потребует законодательного урегулирования в виде предоставления местным властям права погашать долги за э/э коммунальных предприятий. Еще один способ решения – сократить количество предприятий, не подлежащих отключению.

Какие мощности Украина потеряла из-за войны? В результате полномасштабной российской агрессии с 24 февраля 2022 года доступная Украине генерирующая мощность сократилась на 15 ГВт вдобавок к 4 ГВт, оставшимся на оккупированных территориях еще в 2014 году.

В частности, Украина с момента полномасштабного вторжения рф утратила контроль над крупнейшей в Европе Запорожской АЭС мощностью 6000 МВт, а также Луганской ТЭС («ДТЭК Востокэнерго»), Углегорской ТЭС («Центрэнерго»), Запорожской ТЭС («ДТЭК Днепрэнерго») и взорванной 6 июня 2023 года Каховской ГЭС («Укргидроэнерго»).

В общем итоге доступная генерирующая мощность сократилась в стране более чем вдвое – с 37,6 ГВт до 18,3 ГВт. При этом доступная маневренная мощность, прежде всего на тепловых электростанциях, уменьшилась на 68% – с 14,3 ГВт до 4,6 ГВт.

Однако если бы не массированные ракетно-дроновые атаки на украинскую энергосистему, то даже после потери половины генерации оставшихся мощностей вместе с импортом э/э Украине могло бы хватить, так как спрос на э/э в стране сократился с начала войны на 50% в промышленности и на 20% – в бытовом секторе. Общая усредненная цифра снижения спроса оценивалась на конец апреля 2023 года до 35%.

В настоящее время потребность страны в генерации составляет ориентировочно порядка 12 ГВт – летом и 17 ГВт – зимой. То есть предложение э/э, по крайней мере в теплые месяцы, даже в условиях плановых ремонтных кампаний на электростанциях в большую часть суток покрывает спрос. При этом часть э/э экспортируется.

Каковы масштабы разрушений и восстановления разрушенного? Совершенно иначе выглядит перспектива предстоящего зимнего сезона в условиях массированных ракетно-дроновых ударов по энергосистеме, последствия которых спрогнозировать невозможно. В случае повторения пессимистического сценария прошлого отопительного периода, когда по энергосистеме было осуществлено 33 ракетные и дроновые атаки, потребителей могут ожидать все те же длительные отключения.

Чтобы оценить интенсивность вражеских обстрелов, достаточно сказать, что «ДТЭК Энерго» с начала войны 25 раз «поднимало с нуля» теплоэлектростанции, восстанавливая их работу после попадания дронов и ракет.

Наиболее интенсивно в период октября – апреля 2022–2023 годов обстреливались ТЭС, ТЭЦ и объекты магистральных линий электропередач. При этом по некоторым ТЭС и трансформаторным подстанциям наносилось по несколько волн ударов, а степень повреждения энергосистемы «Укрэнерго» оценивало в 40%.

Наибольшие повреждения получили объекты магистральной инфраструктуры по причине большей уязвимости трансформаторов в сравнении с тепловыми энергоблоками – разрушить ракетами энергоблок ТЭС гораздо сложнее. Именно в силу нанесения серьезных повреждений крупным подстанциям в энергосистеме образовались критические энергоузлы, связанные, к примеру, с энергоснабжением Киева или Одессы.

В то же время «ДТЭК Энерго» уже в начале августа заявила, что 12 из 19 поврежденных энергоблоков при подготовке к зиме удалось восстановить. Позже, в сентябре, стало известно уже о восстановлении трех из пяти разрушенных. Остаются еще два разрушенных блока, которые компания не успеет реанимировать к отопительному периоду в силу значительных повреждений. Но энергохолдинг компенсирует недостающие мощности за счет вывода из консервации и запуска в работу двух блоков общей мощностью 500 МВт. Один из них в эксплуатацию уже введен, еще один блок был переведен компанией с антрацита на газовый уголь.

Также продолжает восстанавливать к отопительному сезону утраченные при обстрелах мощности «Укргидроэнерго», являющаяся одним из трех крупнейших производителей э/э в стране. Среди особых задач компании – вывести на полную мощность Днепровскую ГЭС (ДнепроГЭС, Запорожье), которая была снижена из-за падения среднего уровня нижнего бьефа у плотины станции после подрыва Каховской ГЭС. Установленная мощность ДнепроГЭС составляет более 1,5 ГВт – это свыше четверти общей мощности «Укргидроэнерго». 

Как еще повысить устойчивость украинской энергосистемы к ракетно-дроновым атакам? Несмотря на комплекс проводимых восстановительных работ, украинская энергосистема, конечно, подходит к зиме после предыдущего сезона террористических российских атак ослабленной.

Однако в сравнении с предыдущей зимой есть и позитивы.    

Первое. В отличие от прошлого сезона ВСУ посредством ответных дроновых ударов по энергообъектам на территории рф может применить тактику сдерживания агрессора.

Второе. На протяжении последнего года заметно уплотнилась система ПВО на территории Украины, что снижает вероятность попаданий по объектам энергосистемы.

Третье. За время предыдущего отопительного периода энергетики накопили уникальный опыт удержания энергосистемы в форс-мажорных обстоятельствах, который может быть использован и в предстоящем осенне-зимнем периоде.

Вот как прокомментировал вероятность возникновения блэкаута в стране председатель правления НЭК «Укрэнерго» Владимир Кудрицкий в телемарафоне «Единые новости» в октябре:

«Инженеры разработали дополнительные резервные схемы, которые могут быть задействованы при различных типах чрезвычайных ситуаций. У диспетчеров есть сценарии управления энергосистемой на случай различных типов поражений, которых не разрабатывал никто в мире. У нас эти сценарии теперь есть…

Недавно мы просматривали наши прошлогодние планы по моделированию разных типов блэкаута. У нас был план даже на случай, если восстановление энергосистемы будет продолжаться до семи дней – план работы на каждый день. Он не пригодился.

После крупнейшей системной аварии в украинской энергосистеме в результате ракетной атаки 23 ноября 2022 года нам удалось объединить энергосистему за 14 часов. Это рекордная скорость в мировых масштабах. Международные протоколы дают на преодоление таких последствий до трех дней без обстрелов и масштабных разрушений.

Мы научились готовить энергосистему к массированным атакам. Я думаю, что враг может наносить удары по нашим энергообъектам и может создать какие-то краткосрочные проблемы с энергоснабжением, однако не настолько, чтобы вызвать блэкаут для страны – думаю, мы справимся с этим риском».      

Четвертое. По словам Кудрицкого, на протяжении последнего года налажены ритмичные поставки оборудования «Укрэнерго» на случай ракетных атак, которое будет доставляться в течение всей зимы. Также заказывается оборудование под будущую деоккупацию территорий.

В свою очередь, как заявил генеральный директор ДТЭК Максим Тимченко, энергохолдинг сформировал запас критического оборудования на сумму в 1,3 млрд грн, чтобы восстанавливаться при новых обстрелах.

ДТЭК также снабдил свои теплоэлектростанции и шахты резервными источниками питания. Для этого компания приобрела более 200 мощных генераторов.

Пятое. Помимо активной защиты в виде ПВО, украинские энергообъекты оснащаются пассивными средствами физической защиты трех уровней, что призвано минимизировать последствия от «прилетов».

Как проинформировал глава «Укрэнерго», первый уровень физзащиты – это наполненные песком мешки или емкости из проволоки с камнями, которые защищают от ударной волны и обломков дронов. А второй и третий уровни направлены на защиту от дронов и ракет и сооружаются на объектах компании впервые. Схожие работы проводятся и на объектах генерации.