Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО) впервые подсчитала экономический эффект, оказываемый стихийными бедствиями на производство агропродукции. Доклад «Воздействие стихийных бедствий на сельское хозяйство и продовольственную безопасность»был опубликован в середине октября. Статус доклада был повышен до уровня флагманской публикации.
Анализ ущерба ориентирован на растениеводство и животноводство. Авторы подчеркивают, что итоговые цифры потерь могли быть гораздо выше, если бы были доступны систематические данные о потерях в подсекторах рыболовства, аквакультуры и лесного хозяйства.
Как отметил Генеральный директор ФАО Цюй Дунъюй в предисловии к докладу, «сельское хозяйство является одним из наиболее уязвимых секторов в контексте риска стихийных бедствий, учитывая его глубокую зависимость от природных ресурсов и климатических условий».
изучил доклад и объясняет, как в глобальном сельском хозяйстве распределился экономический ущерб от климатических потрясений.
Какова итоговая цифра ущерба для сельского хозяйства от неблагоприятных погодных условий? Накопительным итогом за 30 лет сумма ущерба составляет $3,8 трлн или в среднем $123 млрд в год. Это соответствует 5% годового мирового ВВП сельского хозяйства.
Наибольшая доля общих экономических потерь приходится на Азию. Однако потери этого региона составили лишь 4% добавленной стоимости сельского хозяйства.
Понятно, что стихийные бедствия влияют на всю экономику в целом. Но влияние в аграрном секторе наиболее выражено, хоть и разнится в зависимости от вида стихийного бедствия. В среднем, потери в сельском хозяйстве составляют 23% от общего объема воздействия бедствий на все сектора экономики. Но если речь идет о засухе, то доля АПК в структуре общеэкокномических потерь достигает 65%. На наводнения, ураганы, циклоны и вулканическую активность приходится примерно по 20%.
На глобальном уровне наиболее серьезное воздействие в расчете на одно событие оказывают экстремальные температуры. Следующие строчки по этому показателю заняли наводнения, ураганы и лесные пожары.
Этот ущерб распределяется равномерно во всех государствах? Нет. Наибольший урон нанесен странам с доходом ниже среднего – до 15% их общего сельскохозяйственного ВВП. Для сравнения: среднемировой показатель потерь составляет около 5%.
Также остро негативное влияние климат оказал на малые островные развивающиеся государства: они потеряли почти 7% своего сельхоз-ВВП.
Какие группы товаров/культур пострадали сильнее остальных? На первом месте – зерновые. Но это лидерство коррелируется с их весомой долей в структуре аграрного производства.
Согласно отчету, потери зерновых за последние три десятилетия составили в среднем 69 млн тонн в год.
Далее следуют фрукты, овощи и сахарные культуры – оценка средних потерь по каждой из этих категорий составляет около 40 млн тонн в год. Это эквивалентно урожаю во Вьетнаме за 2021 год.
Потери мяса, молочных продуктов и яиц в среднем составляют 16 млн тонн в год. Это соответствует всему производству мяса, молочных продуктов и яиц в Мексике и Индии в 2021 году.
Какие наиболее пострадавшие группы игроков/производителей? Основную тяжесть воздействия природных катаклизмов ощущают на себе фермеры. Особенно – мелкие производители, занимающиеся богарным земледелием.
Сколько продукции теряется в перерасчете на калории? За прошедший 31 год было потеряно около 147 ккал на человека в день. Этот объем, будь он введен в оборот, мог бы закрыть суточную потребность в энергии примерно 400 млн мужчин или 500 млн женщин.
На Азию и Америку приходится около 31% от общего объема пищевой энергии, потерянной в результате гибели урожая и скота вследствие стихийных бедствий, на Европу – 24%, на Африку – 11%, а на Океанию – 3%.
Насколько интенсивны стихийные бедствия? Их интенсивность нарастает, увеличившись со 100 в год в 1970-х годах до примерно 400 событий в год во всем мире за последние 20 лет.
В 2023 году по всему миру были зарегистрированы исторически высокие температуры. В будущем изменение климата, вероятно, приведет к более частым аномалиям урожайности и снижению объемов сельскохозяйственного производства.
Есть ли способ защититься от разрушительного воздействия погоды? Для снижения рисков в сельском хозяйстве – и, как следствие, повышения жизнестойкости – необходимы своевременные профилактические меры.
Два основных (параллельных) пути – прогнозирование и внедрение технологий, повышающих устойчивость. Анализ экономической эффективности этих мер показал, что каждый доллар США, вложенный в рассматриваемый комплекс передовых методов, принесет выгоды в объеме $8,18 и $6,78 в условиях безопасности и опасности, соответственно.
В настоящее время разрабатывается система упреждающих сигналов на основе соответствующих прогнозов (например, осадков, температуры, влажности почвы, состояния растительности и других климатических факторов, которые могут представлять опасность), а также сезонных наблюдений и информации об уязвимости.
Как эти меры защиты выглядят на практике? В мире есть уже множество успешных кейсов, когда человек победил природу и защитил свой урожай.
Например, в Уганде для сокращения влияния участившихся засух производители сочетали выращивание высокоурожайных и засухоустойчивых сортов бананов с рытьем канав и применением органического компоста. Используя комплекс этих методов, пострадавшие от засухи хозяйства за 11 лет получили совокупную чистую выгоду на акр, примерно в десять раз превышающую выгоду от применения традиционно используемых на местах подходов.
В высокогорных районах Боливии для снижения смертности лам от морозов стали строить полуоткрытые загоны для животных и развернули сеть ветеринарных аптек. Накопленная за 11 лет чистая выгода от применения этих методов оказалась на 17% выше, чем при использовании традиционных методов.
В странах Большого Африканского Рога хорошо себя зарекомендовали меры по предупреждению нашествия саранчи. Они были внедрены после катастрофы 2020-2021 года, когда в регионе наблюдались многочисленные скопления этих вредителей.
По подсчетам ФАО, стая этих насекомых на площади всего в один квадратный километр может потребить за день столько же пищи, сколько могут съесть 35 000 человек. Контрмеры включают в себя наземные и воздушные операции по обнаружению саранчи и контролю ее популяции, а также применение комплектов защитного оборудования для борьбы с роями.